пятница, 22 декабря 2017 г.

Диалоги (2013) Россия




После череды откровенно средненьких фильмов, испытывавших во время просмотра моё терпение или, по крайней мере, воплощавших собой известной выражение "ни рыба ни мясо", я захотел ткнуть пальцем так, чтобы уж точно получить, если не шедевр, но просто хорошее кино.

Почему выбор пал на "Диалоги"? Отечественный кинопром давно и неприкрыто разучился снимать хорошее кино чуть ли не во всех жанрах. Особенно ужас и кошмар выходит там, где мы пытаемся тягаться с Голливудом, последовав их собирающим сотни миллионов и миллиарды шаблонам, но по своему. Получается у нас только, если мы снимаем что-то самобытное и просто "за жизнь". Не чернуха, а простые, пусть даже и немало печальные, трагические и горькие человеческие истории. Никакой, даже малейшей заявки на демонстрацию свободы супротив диктатуры или красочного эпика с обязательным спасением мира или, по крайней мере, сияющего огнями мегаполиса в конце.

Если кто-то сейчас со мной не согласен, в том числе до такой степени, что аж поморщился, что ж на вкус и цвет товарищей нет. И, если в двух словах, могу сказать, что с выбором фильма я не ошибся.

Spoiler:
Невозможно вместе! Не бывает вместе! Бывает по одиночке, только. Это иллюзия, это придумали. Я один. Понимаешь? (с)

Пять коротких (по 15-20 минут) новелл "Коктейль", "День рождения", "Запах", "Пистолет" и "Чайки" объединённых темой одиночества. Не того одиночества, когда живёшь один в квартире, просыпаешься, уходишь на работу, где коллеги тебе вроде не враги, но и не друзья, а потом, отработав своё, приходишь домой, чтобы убить время за телевизором, компьютером, газетой или книгой, а потом спать, просто спать. Потому что никаких звонков за день всё равно не было и под ночь никто не позвонит, а, если и есть где-то друг-товарищ-брат и любовь всей жизни, то неведомо где их искать. Нет, "Диалоги" о другом одиночестве, об одиночестве в кругу семьи, друзей и в толпе.

Как часто бывает, что люди не могут или даже не хотят понять друг друга даже, если выражаются при этом не двусмысленными фразами и намёками, а напрямую? И как часто старые казалось бы друзья в один из дней понимают, что хоть провели вместе немерено часов, но в тоже время не знают или напрочь забыли что-то совершенно элементарное о друг друге? И так ли важно знать и помнить цвет глаз близкого человека, какие-нибудь шишечки или ямочки на теле или, скажем, запах? Возможно, не стоит обращать внимание на такие мелочи и просто жить, общаться, радовать друг друга, подставлять плечо в случае нужды? Но что, если близкого человека не станет, а его не обращавший внимание на мелочи друг через какое-то время поймёт, что вроде бы и помнит усопшего, но в тоже время не помнит ничего? И возможен ли вообще диалог и тем более диалог без слов, когда два человека живут и дышат одними и теми же мечтами и стремлениями?

Все ли из пяти сложенных в одну полнометражку новелл хороши, правдоподобны и жизненны? Субъективно первые две - "Коктейль" и "День рождения" - лучшие. Особенно лично мне близок и наиболее реалистичен "Коктейль". При желании эту новеллу можно обвинить в том, что она попросту ни о чём, хоть и драматичная, но банальная жизненная зарисовка и не более того. Но за какие обычно заслуги человек ставит книгу, спектакль, кино или какую-то незаурядную компьютерную игру выше прочих? В том числе и особенно за совпадение с тем, что пережито в реальной жизни. Вот почему я не вижу никаких серьёзных проблем, минусов и недостатков в "Коктейль" и "День рождения".

Три последующих новеллы, то есть "Запах", "Пистолет" и "Чайки" тоже хороши, достаточно жизненны, а, значит, и со смыслом, но... Хоть персонажам трёх перечисленных историй можно и даже нужно сопереживать, к сожалению, по моему можно сказать, что они маются фигней. Хотя для другого зрителя, в силу иного жизненного опыта всё может оказаться с точностью до наоборот.

В итоге пусть только две из пяти новелл нашли во мне отклик, а три оставшихся показались хоть и совсем не чепухой, но всё-таки так себе, всё равно послевкусие исключительно хорошее. Никаких восторгов, но не потому, что сценарная и режиссёрская работа Ирины Волковой не смогла преодолеть планку, а потому, что восторги здесь просто не к месту.


Комментариев нет:

Отправить комментарий