вторник, 10 апреля 2018 г.

Звёздные войны: Последний джедай / Star Wars: Episode VIII - The Last Jedi (2017) США




Пусть в кинотеатр я не ходил, но вот восьмой эпизод саги, он же второй эпизод возрождённой империей Микки Мауса, казалось бы логично завершившейся работы Джорджа Лукаса, вышел на носителях и по такому поводу я до него всё-таки добрался.

Как я могу кратко описать свои впечатления? После просмотра «Бегущий по лезвию 2049» я восхищался и возмущался одновременно, после просмотра «Последнего джедая» восхищения и близко нет, но в тоже время я не могу сказать, что эпизод мне вот прямо не понравился и всё. Также от «Последнего джедая» не осталось и возмущения... Хотя нет, вру, фильм выдал сразу несколько раздражающих лично меня моментов. Что, почему, зачем и отчего? Сейчас объясню, но прежде скажу, что текст ниже не претендует на всестороннее описание фильма. Скажу только о тех сюжетных арках, персонажах и сценах, что вызвало отклик, от которого руки сами потянулись к клавиатуре. А теперь — поехали!

Spoiler:
— Космические сражения в «Star Wars» никогда не блистали реализмом. До такой степени не блистали, что при первой пресс-конференции Лукас опередил возможные вопросы и возмущения, заявив о том, что он прекрасно осведомлен об отсутствии в космосе звуков. Потому что Лукас, а сейчас и его преемники всегда делали ставку на стиль и героизм! Так называемый ретрофутуризм и борьбу свободу супротив без сомнений алчной, жестокой, бесчеловечной и аморальной тирании! И вот эта борьба с тиранией вообще и сама тирания в частности шла-шла, да, наконец, пришла к тому, что Первый орден стал совсем уж явно косплеить Третий рейх.



И раз так, почему бы эпичному орбитальному бою на первых минутах не походить на фильм, снятый в то время, когда ещё грохотали залпы Второй мировой? Или по горячим следам, уже после подписания капитуляции Германии и Японии? Да-да, конечно, вокруг космический пейзаж и в атаку идут не самолёты, а совсем другая техника, но очень уж стройно падают, отсылающие к кадрам художественных лент и документальных хроник бомбы, а уже знакомая по предыдущим фильмам саги и спин-оффу «Изгой-Один» униформа повстанцев вместе с эмоциональным гротеском добавляют к ощущению путешествия во времени, на сеанс в каком-нибудь кинотеатре тех лет. Хорошо это или плохо? Кому-то, возможно, очень даже хорошо и даже замечательно, а я, наверное, старею и потому мне показалось, что в этом отрезке сценарий и режиссёр несколько переборщили.

— Сага снова копирует саму себя! Позор Райану Джонсону!! Бойкот грядущему высеру «Disney»!!! И всё такое :) Вообще, кто смотрел снятые не кем-то там, а самим Лукасом шесть эпизодов, должен помнить, что и давший миру ситхов и джедаев с повстанцами не раз и не два копировал сам себя. Поэтому ничего удивительного, что Абрамс, Арндт и Кэздан дали вселенной новой начало, выпустив своеобразный модифицированный ремейк «Новой надежды». А? Что? Райан Джонсон совсем обнаглел и всех их упомянутых переплюнул, выпустив на экраны под видом чего-то нового взбитую свежими спецэффектами смесь аж из двух эпизодов оригинальной трилогии? О каком достойном внимания продолжении, о какой новизне и оригинальности «Последнего джедая» можно говорить, если на экранах всё те же «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая» только с новыми лицами?

Киношники даже и не пытаются творить так, как надо, потому что пипл всё равно схавает откровенную халтуру, пополнив банковский счёт всех причастных кругленькой суммой! Могут бьющие в глаза, большие и малые заимствования объясняться такой вот приземлённой причиной? Да запросто! Вот только у Лукаса, Абрамса, Арндта, а теперь и Джонсона есть один почти беспроигрышный аргумент в свою защиту! Сила! Положенная в основу задумки вселенной «Star Wars», пронизывающая всё, но доступная лишь немногим. Дающая жизнь, ведущая к смерти и наделяющая своих адептов великой властью! Единый дуализм Света и Тьмы. К чему вся эта философия? К тому, что волей Лукаса далёкая-далёкая галактика существует в точности по принципам буддизма. А что есть в буддизме помимо гармонии, состоящей в равновесии добра и зла? Спираль времени, бесконечные перерождения через бесконечные повторения одних и тех же событий. В каждом витке всё как будто тоже самое, что было до того, но в тоже время уже иное. Бизнес бизнесом, но вместе с тем всё так, как и должно быть.

Бунтарский дух и опыт, сын ошибок трудных

А вот теперь заходим в зону противоречий, потому что волей Джонсона восьмой эпизод одновременно повзрослел и в тоже время отдался во власть подростково-молодёжным, пубертатным бурям.

Конечно, ничего особо нового здесь нет, потому что «Звёздные войны» всегда были в том числе и о бунтарстве. Неразделимая с противостоянием джедаев и ситхов, борьба Повстанцев с империей с самого начала воспевала бунтарский дух и индивидуальную инициативу, во имя гражданских прав, свобод и демократии. Множество стоявших за всё хорошее против всего плохого персонажей не раз и не два бунтовали против разумной осторожности и прямого приказа старших, потому что были убеждены и верили, что их благие мотивы и пыл преодолеют все препятствия! Поэтому ничего удивительного в том, что действующая в кадре «Последнего джедая» молодёжь бросается черт те куда сломя голову, чтобы «что-нибудь взорвать».



По, тебе лишь бы пострелять. Не все проблемы можно решить, запрыгнув в истребитель и что-нибудь взорвав!



Так всегда было, но на этот раз Джонсон предлагает задуматься о том, стоила ли свеч героическая игра необузданной, импульсивной молодости? Как не крути, но в одном случае героизм на грани безумия, действительно, стоит того несмотря на все сопутствующие разрушения и смерти. В ином случае ценность подвига настолько сомнительна, что и не знаешь прославлять юного героя или арестовать, чтоб позже его судил трибунал. А бывает и так, что при всех благих мотивах подвиг — вовсе и не подвиг, а самая настоящая преступная глупость.

Для неё было важнее защищать свет, чем казаться героем.(с) генерал Лея Органа.

Передай дальше то, что ты узнал. Силу, мастерство… Но слабость, глупость и неудачи тоже. Да, неудачи — более всего. Лучший наставник — неудача. (с) магистр Йода

Погодите-ка, а ведь это уже самый что ни на есть взрослый посыл! Сколько бурлящих энергией наломали дров, а то и расстались с жизнью безо всякой пользы, хотя были абсолютно уверены в своих силах и в успехе? Молодости свойственно отмахиваться от целого вороха, в том числе и самых что ни на есть серьёзных проблем, презирать опасность и закипать, когда старшие медлят и отмалчиваются. Главное, чтобы молодые успели, смогли и захотели бы понять свои ошибки, а потом и научиться на них. Потому что только так можно стать по-настоящему равным командиру и учителю, а затем и превзойти его!



Люк, мы то, что они перерастают. Это истинное бремя всех мастеров. (с) магистр Йода.

Повстанцы противостоят империи, джедаи ситхам, а мудрость глупости. Наверное, поэтому в одном флаконе с той частью сценария, что вовсе не лишена смысла, на экран подаётся своеобразный экстракт «Дивергента» и ему подобных.

Пусть прошлое умрёт. Сноук, Скайуокер. Ситхи, джедаи, повстанцы… Пусть всё это умрёт.



О, блин, да! Я узнаю эти мотивы. Кто-то особенный уже повзрослел и набрался более чем достаточно сил, чтобы восстать против былого, устаревшего, прогнившего, неимоверно глупого, а, вернее сказать, тупого и жестокого. Тому, кто вчера не находил себе места от страха, сегодня можно смело стряхнуть пыль прошлого с ног, чтобы свободно идти своей, уникальной и неповторимой дорогой к несомненному триумфу нового мира и нового порядка!

Когда «Дисней» выпустил «Пробуждение силы», огромное количество людей забраковало персонаж Адама Драйвера, а я был среди тех, кто решил воздержаться от окончательных выводов до развития образа в восьмом и девятом эпизодах. И что же я вижу? Ходячее противоречие. В «Последнем джедае» Джонсон и Драйвер явно хотели вложить в Кайло Рена мужественность и решимость. Потому что после «Пробуждения силы» у Кайло и не было другой задачи, кроме как преобразиться, выдав на экраны харизму молодого, но сурового тёмного властелина галактики. И вроде бы вышло, как надо, и мальчик пошёл уверенной поступью, но не туда… В нескольких сценах мужественность и решимость всё же заметно, но в остальном Кайло Рен стал ещё более надломленным, обиженным на всех и вся вместе со злодейкой судьбой клишированным трудным подростком, мятущимся между безутешным горем и кипящей яростью, одиночеством и жаждой самому «царствовать и всем владеть». Не персонаж, а конфетка и мечта для мечтающих о несчастных плохишах романтичных особ! Конечно, у всех вкусы разные и впереди ещё завершающий трилогию девятый эпизод, но… Прости нас, злой император Палпатин, также известный как дарт Сидиус, пусть ты и был тем ещё пафосным клише, но, кажется, мы всё прое… Хотя о чём это я? Ситхи не прощают!



Скайуокер. По тебе скучал я. (с) магистр Йода.

И снова всё неоднозначно в далёкой-далёкой галактике! Вот, скажем, если забыть все предыдущие эпизоды, то обновлённый образ постаревшего, ставшего отшельником Люка Скайуокера можно принять безо всяких проблем. А вот, если вспомнить начало его пути в оригинальной трилогии, то без мостика между прошлым и настоящим уже никак не обойтись. Я прекрасно понимаю, что за десятки лет могло случиться многое, но как? Как, чёрт подери, уверенный в себе молодой джедай превратился в насмерть перепуганного, буквально ошалевшего от страха, отвергнувшего обе стороны силы старика? И пара, коротеньких, милостью «Disney» представленных по ходу действия фильма флешбеков всего-то и позволяют, что на минутку взглянуть в оставшиеся за кадром годы через своеобразную замочную скважину. В результате капелька логики действительно возникает, но этого катастрофически мало!



Поэтому хоть созданный Джонсоном, а затем, через не хочу воплощённый Хэмиллом образ и впечатляет, а в финале становится и вовсе шикарным, всё равно во время просмотра кажется, что светлую сторону испортил тот же ветер, какой превратил антагониста трилогии Кайло Рена в стандартного персонажа молодёжных лент. Разочаровавшись в допустивших до власти дарта Сидиуса джедаях, Люк повторяет, да ещё и умножает своими слабостями их ошибки! Вот против таких стариков, считающая себя достаточно сильной и умной для свободного плавания, молодёжь и восстаёт! С таким мастерами джедаями и ситхов не надо.

Толерантность

Разве могло обойтись без этого? «Disney» никак не могли не сделать реверансов в одну, другую, третью стороны, чтобы с этими самыми сторонами не случилось скандалов и судебных разбирательств.



Кто-то с самого начала, сходу отверг поставленную в центр сюжета, в авангард добра, света и справедливости Рей. Какая ещё девушка-джедай? Не может быть нормального фильма без парня-протагониста, а девушка пусть будет на подхвате! Нет? Значит, фильм — шлак. Прошло время и великое множество восстало против пухлощёкой Роуз.



Узкоглазая толстушка отправляется в опаснейшую, авантюрную, но чрезвычайно важную миссию вместе с без году неделю примкнувшим к сопротивлению, но всё равно успевшим стать легендой бывшим чернокожим сантехником. Как прикажете смотреть на такое без смеха и рвотного позыва? Верните мои деньги!!

Нет, господа-товарищи, с Рей всё в порядке. И даже дуэт Финна с Роуз хоть и создан во имя политкорректности, всё же не заставляет закрыть лицо руками. Но, если я принимаю такие вопиющие ужасы, в чём же тогда «Disney» перегнул палки, что бьёт в глаза так, что промолчать не получается?

Откровенно говоря, большими раздражителями стала мелочь, а вернее пара мелочей.

— Костюм, а точнее платье адмирала Холдо. Я не в претензиях к тому, что персонаж женского пола. И не собираюсь критиковать то, что поначалу она воспринимается совершенно некомпетентной в военном деле, да ещё на таком высоком посту и в чрезвычайном ситуации. К чему критиковать, если задумка в том состояла, чтобы позже её действия обрели достойный смысл? Но вот с её костюмом творческая мысль зашла немного не туда.



Во многом схожее по стилю облачение ставшей генералом Леи смотрится намного более подходящим к обстановке военного штаба, выгодно подчёркивая одновременно высокий статус, женственность и почтенный возраст лидера сопротивления. Даже стилизованный под римскую тогу костюм сенатора Мон Мотмы смотрелся в условиях боевого штаба уместнее, когда созданное костюмерами для женщины, дослужившейся до высокого звания адмирала выглядит не иначе, как вечернее платье, в котором Холдо словно бы планировала попасть на какой-то банкет, а вместо этого оказалась в гуще боевых действий.

— Нехорошо критиковать кого-то за внешность. Это жестоко, непорядочно и просто низко, но кое-что в «Последнем джедае» словно бы специально дано в кадр, чтобы вызвать одобрение одних, но взбесить или попросту насмешить других. Я ничего больше не скажу, просто вставлю скриншот, с которого все должно быть понятно без лишних слов.



Что сказать, подытоживая всю писанину? Я не могу аплодировать восьмому эпизоду, но и не могу его громить. «Последний джежай» получился очень противоречивым. И пока тьма сражается со светом, по-настоящему оригинальные, интересные, достойные идеи вынуждены существовать в одном фильме, в одной сцене, а иногда даже в одном кадре с откровенной глупостью, неуместными клише и вызывающими неприятный осадок от внезапных поворотов, а вернее разворотов без особых без объяснений. Почему? Потому что.

Не знаю как там пойдёт почти уже готовый к выходу сольный фильм Хана Соло и анонсированная, хоть ещё не получившая сценария лента об Оби Ване Кеноби, но после восьмого эпизода за девятый попросту страшно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий