В итоге получилась тихая, неторопливая, история семьи и человека, при взгляде на которого могут родиться только положительные ассоциации.
Сдержанный, вежливый, опрятный, пунктуальный, внимательный и знающий. Ветеринар, работающий над улучшением породы скота с помощью гормонов. Человек, утверждающий, что его долг - помогать слабым. Самый настоящий идеал интеллигента, один из тех людей, что поддерживают общество на плаву, работая за гроши во имя блага и при этом сохраняя в себе тот огонек настоящего ума и культуры, который легко может сгинуть в хаосе разрушительных перемен. Замечательно, если бы не одно "но"...
Катастрофы явные ужасают, но зачастую производят их люди, которые не кажутся ужасными внешне. Они могут быть даже вполне респектабельными и далеко не каждый поймет, что имеет дело уже с людьми, потерявшими целый ряд человеческих качеств, в каком-то смысле даже стали нелюдьми. (с) не из фильма
Именно так. Потому хочу отметить Алекса Брендемюля, сыгравшего здесь главного отрицательного персонажа, одного из нацистских преступников, врача вывернувшего наизнанку клятву Гиппократа - Йозефа Менгеле. Сразу хочу сказать, что я плохой физиономист, но по-моему Брендемюль идеально попал в роль и выдал на камеру доброжелательную маску из-под которой лишь на доли мгновения, через улыбку, спаянную с тем самым пристальным взглядом с каким энтомолог может рассматривать жучка на булавке, в мимоходом брошенном слове, проявляются черты человека, прозванного узниками концлагерей "ангелом смерти".
Патагония.
Идеальное место для того, кто хочет скрыться и пропасть с глаз бОльшей части человечества, а также идеальная площадка для выражение многого из того, что заложено подстрочным смыслом в этот фильм. Посмотрите на эти ландшафты и пейзажи удивительно схожие с теми, что царят в поясе умеренного климата Европы, то есть как раз там, где и находится Германия, ставшая на определенном отрезке своего исторического пути родиной фашизма.
Если смотреть через призму сюжета, кажется, будто спокойная и доброжелательная маска беглого нациста буквально растворяется и мимикрирует на фоне застывших в своем спокойствии дественных лесов, заснеженных гор и недвижной глади озер. И грозы здесь случаются лишь в те минуты, когда под покровом невозмутимости из-за тех или иных обстоятельств зарождается напряжение.
Кукла - невинная детская игрушка и любимица девочек, медленно и поштучно появляющаяся на свет благодаря мастерству рук Энсо. Конечно, в кустарных условиях, при недостатке времени и материалов куклы получаются самыми простыми, совсем не такими, какими бы их в идеале хотел бы создавать отец Лилит. Идеи Энсо в виде чертежей, схем и рисунков развешаны по стенам его сарая и остаются там до тех пор пока "друг семьи" Гельмут не решает сделать определенный вклад в дело и использовать свои знакомства, чтобы поставить производство на поток. Помощь идет впрок и вскоре зритель имеет возможность наблюдать не одну и не две, а десятки кукол, собранных руками работников небольшого заводика.
Он убедил его, что это будут совершенные куклы, производимые серийно (с)
И тут надо вспомнить, что знакомство зрителя с девочкой Лилит сопряжено с появлением в кадре одной из кукол Энсо, Вакольдой, в честь которой и был назван как роман-первоисточник, так и фильм. Кукла та была немного поломанной, внутри неё не было сердца...
- Здесь было сердце. Вы мне его вернете?
- Конечно. Это же твоё.
Что ж, та поломка более не проблема. Стоит только прийти в помещение заводика и увидеть аккуратные ряды из кукол и разложенные на рабочих столах пластиковые головы, руки, ноги, глаза... При необходимости работники заводика могут сделать куклу, снабженную той или иной механикой, в том числе и бьющимся сердцем.
Вот она - мечта во плоти. Вопрос лишь в том - чья мечта? Ведь в контексте сюжета обыкновенное, с виду ничем не примечательное производство кукол невольно становится образом того, что происходило внутри концлагерей, фабрик смерти, где у приговоренных к ликвидации методично изымали всё, что только можно, выдирали золотые зубы и собирали пепел от сожженных тел, чтобы потом переплавить или использовать иным способом. Всё для рейха, всё для "детей солнца", идеальных представителей нордической расы, над созданием которых и трудился вместе с остальными Менгеле.
Тогда рейх был силен и в распоряжении "ангела смерти" было множество подопытных "кукол", но времена изменились и теперь фанатик вынужден довольствоваться редкими "образцами", с которыми его сталкивает случай. Масштабы уже не те, но логика и смысл остаются прежними. И Лилит, и те, чьи пути пересеклись с учтивым доктором ранее, и те, кому суждено встретиться с ним: все они были и будут для него всего лишь расходными материалами, куклами, которым заранее было отказано в праве на будущее.
- Сколько?
- Почти два сантиметра.
Вскоре маски сбрасываются и казавшееся чудесным лечение становится угрозой для жизни Лилит. Впрочем, для немецкого доктора это уже не имеет значения.
Его записная книжка уже успела пополниться полезными для "детей солнца" записями, а в спину уже дышат посланные за беглым нацистом агенты Моссада.
Да, помимо всего прочего, сюжет Лусии Пуэнсо содержит в себе и детективную составляющую. Проходя параллельно с основной драмой, слежка израильской разведки за Менгеле довольствуется второстепенной ролью в общей канве истории, но при этом задает неплохое напряжение в концовке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий