вторник, 19 августа 2014 г.

Волчок (2009)


Первая проба сил в мире кино театрального драматурга Василия Сигарева. Фильм-призер кинофестиваля Кинотавр-2009 в номинациях "лучший фильм", "лучший сценарий" и "лучшая женская роль", также картина была успешна на кинофестивале в Португалии и Цюрихе.
Spoiler:
Красная кровь и белый снег. Проваливаясь по колено в сугробы бежит женщина. Куда бежит - неважно. Важно то, что минуту назад она жестоко убила, порезала ножом до неузнаваемости другую женщину. За что? Возможно, за мужчину, но и это тоже по сути не важно. Важно то, что её сейчас настигнут и повалят лицом в снег двое милиционеров.
И как только за её спиной защелкнутся наручники, прямо посреди морозного поля заявит о себе новая жизнь.
Безымянная мать от неизвестного отца производит на свет дочь. В тот день и в тот час закрутиться волчок бесконечной погони матери за лучшей жизнью, и бега дочери за матерью, за её редкой заботой и за скупым словом.
Я родилась в поселке на краю большого города. Поселок назывался поселком, а как назывался город я не знала до двенадцати лет. Теперь это неважно. (с)
Spoiler:
Для большинства рождение ребенка - это радость. Рассказывают, что счастливые родители находят маленького ангелочка в капусте или получают маленькую радость прямо с неба, от аиста, но... где все эти люди? Нет их. Вместо них - забитая чужими успехами и потому с болезненной отчаянностью стремящаяся урвать от жизни любой доступный кусок шалава-"волчица", живущая в ветхом доме где-то в глухой провинции.
К ней не прилетал аист, поэтому она пошла на кладбище и там нашла свою дочь, в мешке, с ног до головы обросшую шерстью. С тех пор девочка-"волчок" живет с ней вместе под одной крышей, спит у её ног и чуть ли не с рук ест гематоген. Вот такая получается жестокая сказка нового времени, но, если серьезно... Если серьезно, режиссёрский и сценарный дебют театрального драматурга Василия Сигарева получился одним из самых откровенных и в тоже время аккуратных напоминаний об одной из самых из самых актуальных и тяжелых проблем современного общества - о неблагополучных семьях. В этом плане очень показательна реакция безымянной девочки на каждодневное поведение женщины, что приходится ей матерью. Как бывает во многих семьях? Сейчас ребенок спокоен и доволен, а через минуту начинаются капризы, импровизированные забастовки, слезы, а то и истерики. Одни родители могут совладать с таким напором и взрывом эмоций, другим остается только беспомощно развести руками и извиниться перед окружающими. Здесь всё не так. Как бы не вела себя мать, каких бы мужчин не приводила домой, насколько бы не пропадала из-под родной крыши, как бы не отгораживалась от дочери, та всё стерпит. Молча забьется в угол, насупится, уйдет в себя, прикрывшись темной челкой, но промолчит, вытерпит и будет ждать, когда мать снова обратит на неё внимание.
Для кого-то такая детская преданность, доставшаяся горе-родительнице, может показаться странной, но именно так по непонятной, только небу известной причине часто происходит в реальности, так и показано в фильме. Я пошла на кладбище. Мне хотелось там что-то найти. Не знаю что именно. Может быть, себя. Я стала приходить туда почти каждый день. Я ела конфеты и печенья с могил. Я смотрела фотографии мертвых людей. Я пела им песни и они слушали. (с) Для того, чтобы вывести свой замысел на экран Василию Сигареву пришлось практически с нуля постигать основы режиссёрского, операторского и монтажного ремесла. В результате в общем-то не самый замысловатый сюжет оказался наполнен минималистичным по современным меркам символизмом. Казалось бы простейшие операторские приемы и самые обыкновенные, привычные для любого человека вещи дают кадру должную выразительность без помощи новомодных технологий.
Особенно среди прочего выделяется образ невидимой стены, вставшей между матерью и дочерью, разделяющей их так, словно бы они живут в разных мирах, а также символика одиночества живой души в огромном, равнодушном, жестоком мире, где, кажется, даже мертвые отзывчивее, чем те, что еще живы. Если хорошенько погрузиться в созданную Сигаревым атмосферу, то невольно захочется поёжиться и втянуть голову в плечи, от понимания царящей вокруг пустоты и обступающего со всех сторон мрака.
Что еще сказать? И надо ли вообще еще о чем-то говорить? Всё-таки фильм снят не для уходящих в никуда рассуждений и переливаний из пустого в порожнее. "Волчок" - это повод вспомнить обо всех тех детях, чья жизнь проходит в постоянном ожидании и надежде хотя бы на толику внимания и кроху заботы со стороны родного человека. Конечно, снятая на камеру история безымянной девочки далеко не самый худший пример из того множества, что существуют в реальности. При всей вопиющей безалаберности матери дочь проживает свои первые годы под присмотром бабушки, забота которой пусть и оставляет желать лучшего, но... Надо помнить, что множество детей лишены и этого. Сотни и тысячи мальчишек и девчонок не живут, а буквально выживают в грязи и под постоянными побоями, сотни и тысячи сами вслед за родителями становятся малолетними алкоголиками, наркоманами, а затем и вовсе ступают на кривую дорожку воровства и уголовщины. Впрочем, это уже совсем другая история и гораздо более горькая на вкус пилюля, способная оказать куда более резкое воздействие на восприятие зрителя, чем это планировал в своем замысле Сигарев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий