пятница, 22 августа 2014 г.

Мерзлая земля / The Frozen Ground (2011)

Spoiler:
Spoiler:
США, Аляска, мрачные и мёрзлые земли близ Анкориджа. Здесь, вдалеке от городов, в тиши и безлюдье хищник находит свою жертву.


Вот гибнет олень, вот умирает волк, а вот обрывается жизнь молодой женщины. Измученная и изнасилованная, она пополняет полицейский перечень "пропавшие без вести" и на время утоляет извращенные желания маньяка-садиста. Вскоре за ней последует еще одна несчастная, и так далее, и так далее, и так далее...


Удача изменит охотнику лишь однажды, когда очередная его жертва, Синди Полсон сумеет сбежать и заявить обо всем пережитом в полицию. Кажется, преступник обречен. Всё-таки в руках следователей и дающая показания потерпевшая, и вроде бы неопровержимые улики, но... Прокурор находит улики неубедительными, а свидетельства торгующей своим телом девушки ненадежными против обвиняемого, который на поверку оказывается вполне себе законопослушным гражданином и примерным семьянином.


Так бы, наверное, дело бы и закрыли, а маньяк и вышел бы сухим из воды, если бы расследование не передали бы под ответственность сержанта национальной гвардии Джек Хэлкомба. Работа ему предстоит непростая, потому что охотник не даст так просто сорвать с себя маску приличного человека, да и мерзлая земля будет до последнего скрывать однажды пролитую кровь.
В представлении многих людей существует своего рода шаблон или стереотип преступника и маньяка. Внушающая комплекция, одежда, наглое выражение лица и глаза, в которых на низком старте застыла злоба. Этот портрет можно изменить, добавив вместо наглости нервозность и бегающий взгляд, но беда в том, что такое представление ошибочно и ошибка эта порой стоит жизни как в кино, так и в реальности.
Spoiler:
Шестьдесят пять лет назад, в штате Айова родился мальчик Роберт Хансен. Детство его прошло под строгим диктатом глубоко религиозного отца, который будучи трудоголиком требовал от жены и сына неукоснительного следования Законам Божьим, а также его собственным указаниям. Потому что глава семейства всегда прав и, потому что только так работа на семейной пекарне может спориться.

Это в теории, а на практике Роберту никак не удавалось хотя бы как-то соответствовать требованиям отца из-за чего на мальчишечью голову постоянно сыпались подзатыльники, упреки и оскорбления. Вдобавок ко всему Роберт был еще и левшой, то есть сплошным родительским разочарованием. Естественно, со всего этого школьная пора у мальчика вышла не из лучших. Запуганный, очкастый, да еще и заика он, конечно, стал аутсайдером среди сверстников, а об общении с девочками и говорить не стоит.
Так он промучался до призыва в армию, где потерял девственность с проституткой =\ Демобилизовавшись, он стал главарем уличной банды. Впрочем, в этой ипостаси он никого не узнасиловал и не убил, а срок получил чуть позже всего-то за поджог стоящих в гараже школьных автобусов.

 Освободившись, он едва не попался снова, на этот раз за воровство. Уворачиваясь от ответственности Хансен с женой перебрался на Аляску, в Анкоридж. Здесь, кажется, началась его новая жизнь.
Жена, дети, маленький семейный бизнес, самое что ни на есть брутальное хобби - охота. Мир и благочинность за изнанкой которых скрывался, украдкой наблюдая за всем происходящим, питаемый болью прошлого монстр.

Боль породила злобу, а злоба копилась изо дня в день и из года в год, обрастая извращенными фантазиями, чтобы, в конце концов, стать причиной страданий и гибели двух десятков женщин. Чертовски успешной была та охота на людей, но ровно до тех дней, события которых стали основой дебютной полнометражной работы Скотта Уокера.

Экранизируя историю одного из самых громких уголовных расследований Америки, Скотт Уокер наверняка понимал, что его фильм практически наверняка не сможет стать легендой большого экрана, с другой стороны - ударить в грязь лицом, оскорбив чувства живых участников того процесса ему тоже было нельзя. Для воплощения этого хитрого баланса в таком щекотливом положении на главные роли в проект были приглашены лица из старой гвардии, не требующие представления перед широкой публикой и в тоже время уже миновавшие пик своей славы.


Николас Кейдж, может быть, и не идеальный выбор для образа упорного следака, но, по крайней мере, в канве сюжета "Мерзлой земли" его неизменная всемирная скорбь смотрится вполне к органично и к месту.


А успевший незадолго до сотрудничества с Уокером воплотить перед камерой другого маньяка, Джон Кьюсак и вовсе стал для фильма тем, что доктор прописал. В другую же чашу весов кастинг определил Ванессу Энн Хадженс - молодую кровь, для которой участие в триллере - это неплохой вклад в перспективы будущей карьеры.


Что мы в итоге имеем? Действительно, неплохой атмосферный детективный триллер, вполне способный разок-другой пощекотать нервишки простому зрителю, а также с полным на то правом пополнить жанровую коллекцию любителя. Но главное предназначение фильма не в том, чтобы однажды появившись довольствоваться одной из многих стремительно падающих вниз строчек в плейлисте.

  - Сейчас земля промерзла, но каждый год наступает лето, когда снег и лед тает. И я буду искать пока не проверю каждый крестик, и я уговорю окружного прокурора просить губернатора о смертной казни. После всех тел, что мы найдем, он сделает это, так что говори правду! (с) Джек Хелкомб


"Мерзлая земля" - это прежде всего фильм-посвящение тем событиям и их участникам, фильм-благодарность служащим правопорядка и, конечно, лично прототипу персонажа Николаса Кейджа детективу Глену Флофу, благодаря которому наказание всё-таки нашло извращенца. Также "Мерзлая земля" - это фильм-утешение, причем, не столько для пережившей некогда кошмар и ныне здравствующей с мужем и тремя детьми Синди Полсон, сколько для многих тысяч подобных ей жертв преступлений, чьи естественные попытки добиться справедливости наткнулись на недоверчивость и даже неприязнь как общества, так и полиции. Можно сказать, что в случае Синди Полсон прагматичность и осторожность системы сработала против её предназначения.

Минусы: Самые явные на мой взгляд, о которых не могу не упомянуть...

1. Семейная драма Джека Хелкомба. Довольно топорно изображенная тремя тусклыми и небрежными штрихами совершенно классическая история об одиночестве домочадцев в то время, когда глава семейства пропадает где-то на работе, вкалывая на чужих людей.
Зачем была нужна эта часть сценария? Чтобы показать Джека Хелкомба семейным человеком, а не одиноким оловянным солдатиком? Или, чтобы показать за спиной служителя закона тыл теплого домашнего очага, которого по многим причинам была лишена Синди Полсон? Может быть и так, только по-моему эту часть задумки можно было бы или опустить вовсе, или реализовать чуть более объемно и, конечно, более органично с основной веткой сюжета.

2. Кадр с перекрытым видом или как это правильно называется?
На всю продолжительность фильма таких кадров... больше, чем хотелось бы =\ Из этого надо понимать, что такова режиссёрско-операторская задумка. Что ж, возможно, так и есть, только тогда объясните мне невежде в чем здесь соль, потому что на мой взгляд ничего, кроме раздражения, такой приём не вызывает.
 
А напоследок я скажу...
"Мерзлая земля" - совсем не откровение мира кинематографа. Тем не менее, учитывая тесную связь сюжета с реальными событиями, из работы Скотта Уокера можно извлечь пару уроков, которых лучше бы не забывать, чтобы спровоцировать повторение изображенной в картине трагедии.
О чем я? О том, что Роберт Хансен - несомненное зло, но стал он таким не по вине случайности и не так чтобы собственному выбору. Маньяка Роберта Хансена создали окружающие его люди. Постоянный прессинг деспотичного отца, издевательства и насмешки одноклассники... Конечно, такая жёсткая закалка от её величества судьбы не уникальна. Сотни и тысячи пращавых, неуклюжих, очкастых и леворуких мальчишек проходят через подобную "полосу препятствий" и, в конце концов, назло всем ветрам входят во взрослую жизнь, сохраняя себя в здравом уме и твердой памяти. Другие же не выдерживают, ломаются и... кончают с собой или, по крайней мере, пытаются это сделать =\ А есть и те, кто, приняв на себя все удары, превращаются в монстра, оставляя облик человеческий лишь в качестве маски. Так в мир приходит охотник, так начинается охота и так общество, само того не ведая, порождает свой очередной кошмар. Раз так получается, возможно, стоит помнить о той неуправляемой и смертоносной лавине последствий, которую порождают казалось бы банальные бытовые уколы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий