воскресенье, 9 июля 2017 г.

"Создатель звёзд", Олаф Стэплдон (1937)




Несомненное достоинство книги - это её концептуальность. В некотором смысле "Создатель звёзд" напоминает научно-популярный фильм канала "National Geographic" - "Путешествие на край вселенной". Всё начинается с нашей родной планеты Земля, затем перемещается на Луну, к ближним и дальним планетам Солнечной системы и к Солнцу, а затем уносится в просторы космоса, чтобы обозреть звёзды, затем галактику, скопление галактик и, наконец, вселенную!

Spoiler:
Также роман Стэплдона похож на произведение Немо Рамджета "Все грядущие дни". Последняя книга уникальна тем, что по сути является хроникой истории человечества, человеческого генома с момента начала освоения Марса и на миллиард лет тому вперёд.

Фильм "National Geographic" описывает вселенную в астрономическом ключе. "Все грядущие дни" помимо описания постоянных естественных и искусственных трансформаций культур иных миров описывает причудливую, нередко выдающую самый настоящий гротеск и сюрреализм биологическую эволюцию привычного нам двуногого двурукого розовокожего прямоходящего человека.

"Создатель звёзд" подобен и в то же время отличен от упомянутого фильма и книги тем, что путешествующий и в пространстве, и во времени телепатически, а не на корабле или с помощью какого-то телепорта безымянный англичанин в основном сосредоточен не на астрофизике, не на строение тел разумных и даже не на политической трансформации инопланетных сообществ из дикого хаоса к утопии, а на развитии культуры, взаимопонимания и духовности.

По причине последнего книгу не рекомендуется читать атеистам-материалистам. Потому что первая глава - это довольно банальные, идущие в никуда размышления о смысле жизни маленького человека в великих просторах вселенной. Затем писавший строки в 1937 году, то есть в канун огненной бури Второй Мировой войны, автор посредством летающего душой и разумом от звезды к звезде, описывает общества стоящие перед теми же социальными, культурными и духовными проблемами, какие стали испытанием человечеству в первой половине двадцатого века. Покончив с политикой, автор переходит в самому важному, к тому ради чего и задумывался "Создатель звёзд".

Духовный или, выражаясь языком книги, умственный прогресс, неразрывнейшим образом связанный с телепатическим общением. Именно благодаря телепатии личность в романе становится единым целым со множеством, составляющих общество личностей и в тоже время не теряет своего уникального "я". Постепенно, на протяжении веков, тысяч и миллиардов лет телепатия создаёт единое целое из хаоса, постепенно образуя самый настоящий космический, вселенский разум. Разум, в котором помимо живых существ пребывают и звезды, и туманности, которым только суждено послужить материалом рождения звёзд, планет и жизни. Потому что всё вокруг на самом деле живое, своеобразным образом мыслящее и в мыслях своих устремлённое к познанию. Познанию самого себя, вселенной и Создателя звёзд, то есть Бога.

Начавшись с набивших оскомину, во многом тупиковых рассуждений, через концептуальную, но всё же банальную социальную фантастику, книга становится самой настоящей религиозной фантастикой, описывающей ни что иное, как мистическое видение устремлённого к пониманию вселенского смысла человека.

Минусы:
- Первую главу с зацикленными рассуждениями о том, есть ли в жизни конкретного маленького человека смысл и есть ли смысл во всём величии вселенной, действительно, тяжко читать.
- Где-то на переходе между социальной фантастикой и описанием духовного развития утопических миров, позже создавших духовное "я" всего космоса, автор раздражает слишком уж частым употреблением слова "ум" и его производными. В моём воображении прямо нарисовался тот самый безымянный англичанин, в чистеньком костюме тройке, с начищенными ботинками, изящными усиками и с тросточкой. Раздражал этот англичанин тем, что вёл рассказ о техническом, социально-культурном и духовном возвышении наблюдаемых им миром с самодовольным причмокиванием щеголя, открывшего для себя то, что "не хлебом единым живёт человек". Позже это субъективное впечатление исчезло и автор в полной мере уподобился верующему или мистику, напрягшему все свои силы во имя высшего озарения, понимания Создателя звёзд.

ps: Несмотря на всё вышесказанное книгу не стоит воспринимать, как христианскую и в частности православную. Скорее уж Стэплдон разворачивает перед читателем эзотерическую или классическую гностическую картину мира.

Комментариев нет:

Отправить комментарий