воскресенье, 9 июля 2017 г.

Дэвид Брин, "Прыжок в Солнце", дебютный роман автора и первая книги трилогии "Сага о возвышении".


Прежде всего мне лично занятно то, что в том числе именно ради этой, отсутствующей в бумажном виде в розничной продаже книги в марте уже прошедшего 2016 и была куплена электронная книга. Ради этой и ещё одной, которую я сразу после вышеупомянутой покупки в электронном виде и прочитал. А до "Прыжка в Солнце" добрался только в конце декабря. :)
Spoiler:
Плюсы.

- Концептуальность. Концептуальность для фантастики - это вообще всё! "Солярис" Станислава Лема стал классикой как за счёт мастерски расписанной автором человеческой драмы, так и за счёт описаний концепции загадочного живого океана Соляриса и проводимых с ним исследований. Тарковский снял замечательную экранизацию, но сделал это так, что океан оказался фактически вынесенным за скобки.

К тому же ряду от себя лично добавлю "Непобедимый" того же Лема, "Малыш" братьев Стругацких, "Консервный нож" Василия Головачёва, "Пришельцы из ниоткуда" Франсиса Карсака и, пожалуй, "Сердце змеи" Ивана Ефремова. Во всех этих сюжетах помимо обычного человеческого рассматривается нечто, действительно, невероятное, почти невозможное и тем не менее детально проработанное авторским талантом. За счёт подобных книг мы не просто читаем и следим за некой интригой, мы - исследуем то, что находится буквально на грани познаваемого.

Кхм, ладно, может быть я говорю слишком красиво и громко, но сюжет, по ходу которого персонажи исследуют и несмотря на некоторые препятствия пытаются вступить в контакт с обитающими на Солнце плазменными магнитоядными, я лично встречаю впервые.

- Какая-никакая, но детективная интрига. Да-да, параллельно с поисками разумных на нашем Солнышке в тесном пространстве отсеков солнечного корабля разворачивается настоящий политический детектив. Доходит до того, что в какой-то момент существование соединяющего в себе человеческие и переданные галактическим сообществом технологии судна и жизнь всего экипажа висит буквально на волоске над пышущей немыслимым жаром бездной.

Следствие здесь ведет не профессионал сыска, а талантливый дилетант индейских кровей, до зачисления в состав экспедиции занимавшийся возвышением дельфинов, вернее одной конкретной, охочей до непристойных шуточек дельфинихи. Хорошо это или плохо - решайте сами.

Неоднозначность.

За упомянутое выше описание уже известных солнечных процессов и фантастических форм плазменной жизни снимаю перед автором шляпу, а вот в остальном... Есть сюжеты, в которых автор создаёт облик, физиологию и анатомию вымышленных инопланетных рас и тут же достаточно логично поясняет почему именно так, а не иначе. Другие авторы и не думают заморачиваться по этому поводу. В их книгах и фильмах читателю и зрителю предлагается следить за развитием сюжета, потому что облик представителей иных миров клепался просто от балды, по воле свободного полёта фантазии.

Это я всё к тому, что у Дэвида Брина наблюдается нечто среднее. С одной стороны по тексту всё же есть логические пояснения, с другой - внешний вид братьев по разуму такой, что невольно вспоминается понятие фантасмагории. Подобное можно почувствовать, например, во время просмотра признанной классики - "Star Wars". Только, если в созданной Джорджем Лукасом саге один разумный обитатель иного мира причудливее другого просто потому, что "Звёздные войны" - это по сути космическая сказка, то у Дэвида Брина ответом становятся управляемые генетические изменения. Потому что именно с помощью генетики развитые расы галактики возвышают примитивные формы жизни. И, если возвысившиеся и в свою очередь получившие право возвышать выглядят этакими разумными медвежатами, то это ничего. Просто вот так...

Минусы.

- Кто-то на LiveLib возмущался, что ГГ у Брина получился Марти Стю (кто знает, тот поймёт) и я не буду с этим спорить. Просто скажу, что по тексту присутствует ещё один штамп. Космолётчица Хелен Да Сильва. Молодая, красивая, умная, смелая, волевая и даже как будто бы независимая. И хоть она и совершает по тексту свой подвиг, но всё равно аккуратненько вписывается в известный шаблон - женщина в награду герою.

- Не раз и не два меня не покидало ощущение, что что-то пропустил. Главный герой раз десять за текст вспоминает события, случившиеся с каким-то Шпилем в Эквадоре о_О С этого Шпиля ему пришлось прыгнуть, чтобы спасти ситуацию. Там он потерял свою любимую. И там же было положено начало борьбы благородной стороны его натуры с эгоистичной, злой, аморальной стороной личности.

Если "Прыжок в Солнце" - это именно первый роман саги, то, может быть, для понимания того, что там случилось со Шпилем, нужно прочитать какой-то рассказ-приквел? А то как-то нехорошо получается...

Комментариев нет:

Отправить комментарий