воскресенье, 9 июля 2017 г.

Прибытие / Arrival (2016) США




Наконец-то настоящая, оригинальная, концептуальная научная фантастика! Фантастика исследования как горизонта науки, так и человека, сознания, жизни! Прочувствовав подобный фильм, уже как-то и странно называть фантастикой ленты блокбастеры вроде "Мстители" и "Человек из стали". И уж не знаю насколько уж экранизация исказила содержание книжного оригинала, повести американского фантастика Теда Чана, потому что только, оценив фильм, скачал его библиографию :)
Spoiler:
Мы живём в мире, заселённом множеством народов, каждый из которых говорит и пишет по своему. Мы, конечно, испытываем некоторый дискомфорт при контакте с иностранцем, язык которого мы не изучали, но иностранец - такой же человек, как и мы. И, если мы не понимаем слов друг друга, возможно, сумеем объясниться жестами? Не сумеем объясниться жестами, потому что кивок головой у иностранца означает не "да", а "нет"? Ничего страшного. А, если нам нужно будет находить контакт с существом, у которого отличное от нашего строение тела, органы чувств и, как следствие, восприятие мира? И что, если в один из дней мы узнаем обо всём, что случиться с нами до гробовой доски? Сможем ли мы жить с грузом таких знаний? Будем ли пытаться что-то изменить или примем всё, как оно есть?

С лирикой закончили, далее по пунктам. Внимание, спойлеры!

- Несомненно, если вгрызаться в фильм, как это делают авторы иных отрицательных рецензий, в "Прибытии" наберется достаточное количество ошибок, допущений и пр. Однако по моему всё достаточно легко объяснимо авторской задумкой и построением сюжета.
- Почему после явления инопланетных кораблей на Землю мировое сообщество фактически распалось на грызущиеся между собой нации, каждая из которых хоть и поддерживает поначалу видимость единства, но на самом деле решает за себя?
Дык, а разве мировому политику и раньше, и сейчас не сопутствует такой же хаос? Кто-то считает, что явление пришельцев всенепременно и сразу же должно заставить всех забыть раздоры и взяться за руки, чтобы вместе или пойти к светлому будущему или выстоять в космической войне, кто-то считает, что события будут развиваться куда более прозаично.
- Почему правительство выдвинуло авангардом лингвиста и физика-ядерщика, а не биолога? Потому что перед нами совсем не тот случай контакта, в котором обе стороны изучают друг друга исключительно в научных интересах. Правительство интересовал вопрос намерений пришельцев и оценки возможности их технологий, в частности метода преодоления десятков, сотен, тысяч и миллионов световых лет. Поэтому позвали ту, что в состоянии задать вопрос и понять ответ, вместе с тем, кто должен хотя бы попытаться понять принцип укротивших космические бездны инопланетных технологий.
- Почему нам показывают работу лингвиста, а физик-ядерщик как бы висит мёртвым сюжетным грузом? Ну, как же он же мёртвым грузом висит, ведь это Джереми Реннер, Соколиный глаз из "Мстители"! Массовый зритель, ты же более миллиарда заплатил и за первую, и за вторую часть этого блокбастера! И тут тоже лицо, ликуй! :) А, если серьёзно, то персонаж Реннера опускается просто потому, что в силу авторской задумки сюжет фокусируется на Луизе Бэнкс.

А вот что вызвало вопросы у меня:
- Гипотеза Сепира-Уорфа. Язык определяет мышление. В каком-то ином случае - может быть, с гептоподами, как мне кажется, всё наоборот. На всякий случай замечу ещё раз: пришельцы у нас - головоногие, то есть аналоги земные осьминогов, а не гуманоиды. И поэтому очевидно, их язык, их письменность, их мировоззрение возникли из физиологических особенностей. Также людям придётся ломать голову над языком и возможной письменностью инопланетян инсектоидов, подобных нашим мухам или кузнечикам.
- ОК, допустим, гептаподы в силу тех или иных причин воспринимают время не последовательностью, как люди, а единым целым. А по каким-таким объективным причинам такое же восприятие четвёртого измерения оказывается у Луизы? Или наша героиня навроде люденов, людей будущего из Мира Полудня братьев Стругацких? Вот только Стругацкие подстелили под концепцию люденов обоснуйную соломку третьей сигнальной системы, за которой по словам люденов просматривалась четвёртая и т.п. Здесь же всё держится на связи "Язык/письменность - мировосприятие"... =\

Однако будем честными, нет такой книжной или кинофантастики, в которой всё было бы полностью логично и реалистично. Всегда присутствует те или иные фантастическее и драматические допущения. Вопрос лишь в том, побуждает ли прочитанная книга и просмотренный фильм задуматься хоть о чём-нибудь важном и о фантастике, которая в один из дней может стать реальностью?


Комментариев нет:

Отправить комментарий