воскресенье, 9 июля 2017 г.

Джон Стейнбек, "Русский дневник" (1947)




По сути это не книга, а исторический документ за авторством рискнувшего в послевоенном 1947 отправиться с вместе с другом-фотографом Робертом Капой в страну угрожающих всему миру красных злодеев-параноиков (шутка!), то есть в СССР. Поездку смело можно назвать уникальной, потому что никому в США в здравом уме не могла бы прийти мысль попытаться объективно, без перегибов высмотреть, описать и запечатлеть самую обычную жизнь простых трудяг всех возможных профессий.

Spoiler:
"И нам вдруг пришло в голову, что в России есть много такого, о чем вообще не пишут, и именно это интересовало нас больше всего. Что там люди носят? Что у них на ужин? Бывают ли там вечеринки? Что они едят? Как русские любят, как умирают? О чем они говорят? Танцуют, поют, играют ли они? Ходят ли их дети в школу? Нам показалось, что было бы неплохо выяснить это, сфотографировать и написать обо всем этом." (с) Джон Стейнбек

В общем и целом поездка автору удалась и даже не раз и не два сходивший с ума от страха конфискации отснятых негативов и запрета снимать в некоторых местах Капа был счастлив :) И сам "Русский дневник" распечатанный с рукописи, писанной с трудом разбираемым самим автором почерком, действительно, старается быть объективным.

Критиковать "Русский дневник" в общем-то и не за что. Но, если быть совсем уж объективным...

- Недовольство Стейнбека бюрократическими проволочками разделяю полностью :) Только конкретно к бюрократии Советского Союза претензии не предъявишь, потому что родилась эта беда вовсе не вихре событий Октябрьской революции. Была на Руси эта беда, есть и сколько ещё будет...

- Материал Стейнбек и Капа собрали безусловно бесценный, но впечатлений и фотографий было бы ещё больше, если бы американцев не затаскали бы по достопримечательностям и приёмам. Испытанный метод, позволяющий вежливо не допустить иностранца до того, что его не касается. Если бы не приёмы с речами и вкуснейшими, сытнейшими блюдами, да винами, на страницах "Русского дневника" было бы гораздо больше документальных зарисовок о тех самых советских трудягах, ради открытия которых западному читателю всё и затевалось.

- В одной из первых же глав Стейнбек выражает недовольство тем, что милиция и органы госбезопасности никак не хотели оставлять их в покое, когда Капа фотографировал на улочках Москвы. После нескольких инцидентов с задержанием, долгих звонков постовых милиционеров в вышестоящие инстанции и благополучного разрешения Стейнбек посчитал, что советским милиционерам не хватает инициативности и уверенности в себе. Да ладно?! То есть, если бы по США прошла бы, разровняв катком с десяток штатов, полномасштабная война, то уже через пару лет полицейские на улицах безо всяких проблем позволяли бы иностранцам фотографировать всё что угодно?

ps: Мелочь, но всё равно приятно то, что я открыл для себя "Русский дневник" в семидесятилетний юбилей путешествия Стейнбека и Капы по СССР.

Комментариев нет:

Отправить комментарий