воскресенье, 9 июля 2017 г.

Мика Валтари, "Синухе - египтянин".




Если роман Альберто Васкеса-Фигероа "Туарег" стал для меня одной из самых атмосферных книг, каких я читал, то "Синухе - египтянин" я могу смело назвать одной из самых монументальнейших. И, как и в случае "Туарега" моё восприятие делит книгу на три смысловых части.
Spoiler:
В первую очередь "Синухе - египтянин" - это история самого Синухе, сына неизвестных родителей, приплывшего по Нилу в тростниковой колыбели в руки жены лекаря из бедняцкого квартала Фив. Ступивший на предназначенный ему звёздами лекарский путь своего приёмного отца Синухе познал добродетель, жгучую, безумную страсть и позор. Гонимый последним и данной ему свыше жаждой познания он прошёл тысячи дорог Египта, Миттании, Сирии, хеттского царства, Вавилонии и даже Крита. Он лечил, спасал жизни и провожал в последний путь тех, кого нельзя было спасти. Он любил и всякий раз оставался одиноким. Волей судьбы он был посвящён в тайны фараонов и чужеземных царей. Он познал зло и смерть во всех возможных видах и ипостастях, после чего, опустошённый оставил свою историю в пятнадцати свитках.

"И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа, потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь. " (с) Еккл.1:17-18

Из первого вытекает второе - занимающие около четверти всего текста странствия Синухе. И это одна из самых потрясающий, атмосферных, красочных и обстоятельных исторический и этнографических экскурсий по Древнему миру! Здесь же, вместе с Синухе читателю предстоит пережить немало драм и, в конце концов, осознать, что во всех концах мира при любых богах и правителях, люди всех возможных цветов кожи по сути одинаковы, потому что одинаковы пороки и добродетели.

"Судить о человеке можно только по его сердцу, а все человеческие сердца похожи, и одно сердце не лучше другого, ведь слезы всех одинаковы – это вода и соль, будь то слезы черных или коричневокожих, сирийцев или негров, простолюдинов или вельмож." (с)

"Теперь, на склоне лет, я понимаю, что все правители, в конечном счете, одинаковы и все народы тоже, и не имеет большого значения, кто сидит на троне и какой народ сейчас угнетает другой, – в конце концов, всегда страдает бедный люд." (с)

Ну и, наконец, творение, в котором по словам Мика Валтари, соединилось воедино всё им пережитое, погружает читателя в одно из самых подробных, масштабных и драматичных описаний царствования и краха фараона-еретика Эхнатона, об истинных мотивах которого до сих пор спорят историки.

Книга однозначно рекомендуется любителям древней истории вообще, любителям Древного Египта и тем, кому интересна эпоха то ли тщеславного, самовлюблённого диктатора, то ли идеалиста и пацифиста, желавшего построить для всех и каждого монотеистичный земной рай вместо жестокого хаоса многобожия.

Также стоит отметить то, что при описании народных тягот, массовых волнений, бедствий и войн автор не скупится грязные, жестокие и даже жуткие детали. Замечаю это потому, что кого-то это наверняка отвратит, а кому-то, как и мне, наоборот понравится отсутствие должной сберечь нервы впечатлительных читателей ретуши.

Книга НЕ рекомендуется тем, кто терпеть не может дли-и-иные, массивные, многосоставные предложения и абзацы не меньше, чем на треть страницы, а то и более. Возможно, я ошибаюсь, но, кажется, здесь Мика Валтари, если не превзошёл, то, по крайней мере, встал на одну ступеньку с Львом Толстым.

Ещё одним субъективным недостатком книги является то, что, чем дальше, тем всё более и более морально тяжело читать. В основном это относится к драме и переживаниям самого Синухе, а также к противостоянию пытавшегося вложить своему народу и чужестранцам идеалистичные заветы единого, солнечного бога Атона болезного и слишком ранимого для нашего сурового мира фараона с алчностью и безжалостной расчётливостью жрецов, чьи боги объявлены вдруг ложными, да ещё и амбициями чужестранных правителей, принявших в дар от Эхнатона знак Атона и в тоже время наплевавшего на всё, в чём увещевал их сидящий на троне сначала в Фивах, а затем в Ахетатоне реформатор.

Комментариев нет:

Отправить комментарий